Версия для слабовидящих
3

100 лет со дня рождения Сталена Волкова (1925 - 2019)

Главы
05 сентября 2025
Пресс-служба
3440
7 сентября отмечается столетие со дня рождения выдающегося художника кино, участника Великой Отечественной войны, мосфильмовца Сталена Никандровича Волкова (1925 - 2019). Его большая творческая биография отмечена успешной работой с прославленными режиссерами – Иваном Пырьевым, Александром Столпером, Юрием Озеровым и др. Mosfilm.ru вспоминает основные жизненные и профессиональные вехи замечательного кинематографиста.

Стален Никандрович Волков родился 7 сентября 1925 года в Харькове в семье инженеров. В школьные годы творчество будущего художника кино ограничивалось оформлением школьной стенгазеты и набросками портретов друзей.

В 1942 году юноша ушел добровольцем на фронт. Служил в бронетанковых войсках в Северной группе войск под командованием маршала Константина Рокоссовского. День Победы встретил в Берлине и еще год оставался в Германии, в городе Легниц. Кстати, именно во время войны Стален Волков впервые смог продемонстрировать свой художественный талант. По просьбе политотдела к очередным торжествам он должен был написать портрет Иосифа Сталина размером с трехэтажное здание. Задание было выполнено, но чтобы вынести портрет из помещения, он был написан, пришлось разобрать стену дома! Когда закончилась война, юноше не было и двадцати, но на его груди уже были серьёзные награды: медали «За отвагу», «За взятие Кенигсберга», Орден Отечественной войны II степени. Позже к ним добавился орден Знак Почёта.

Стален Волков, 1940-е гг.

В 1954 году Стален Волков с отличием окончил художественный факультет Всероссийского государственного института кинематографии, дипломной работой стали эскизы к фильму «Овод». Он был единственным выпускником, который по распределению попал на киностудию «Мосфильм».

К тому моменту, «Мосфильм» уже являлся крупнейшей мировой студией, однако картин снималось мало. Молодой художник-постановщик принял участие в создании картины Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова», но по окончанию съемок фактически остался не у дел. Имея на руках предложение к сотрудничеству от ЦК ВЛКСМ, Волков решил написать заявления и уйти в творческий отпуск. Но жизнь распорядилась иначе. «Мосфильм» возглавил новый директор – прославенный режиссер Иван Пырьев, который сумел убедить талантливого художника остаться в кино, предложив работу в картине «Человек родился».

«Для меня это была судьбоносная встреча. Правда, фильм «Человек родился» потом был закрыт по идеологическим соображениям. Но это было уже не так важно. Я начал работать с великим режиссером. И в моей жизни открывалась новая глава. С Иваном Александровичем Пырьевым у нас было много общего, во многом совпадали наши взгляды на жизнь. Мы одинаково до самозабвения любили свою работу. Он был необыкновенно одаренным человеком, с удивительно глубоким пониманием людей, философским восприятием происходящих в стране процессов. Он очень тонко чувствовал гармонию. Такое ощущение мира не позволяло ему ошибаться в своем творчестве. Работать с ним было сложно, но очень интересно», - отмечал Стален Волков в интервью газете «Завтра» в 2002 году.

Художника и режиссера на долгие годы свяжут не только хорошие отношения, но и совместная работа. Вместе они создадут четыре картины – «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Свет далёкой звезды» (1964), «Братья Карамазовы» (1968). В своих воспоминаниях Стален Волков отметил особую любовь Ивана Пырьева к произведениям Федора Достоевского – режиссер, как правило, всегда носил собой томик из собрания сочинений писателя. Ранее экранизации Достоевского было принято делать черно-белыми. Однако творческий тандем Пырьев-Волков разрушил устоявшийся канон – фильм вышел в цвете. В течение года ленту посмотрели более 30 миллионов зрителей, картина получила приз Всесоюзного кинофестиваля в Киеве.

«Киносценарий по роману он писал сам, небольшими отрывками, каждый — для 10-минутной съемки... Наша с ним работа была организована следующим образом. Он писал киночасть, затем вызывал меня и отдавал написанный сценарий. Получив сценарий, я садился за свою часть работы по фильму. Какой это будет кусок из фильма, трудно было предположить заранее», - вспоминал позже Стален Волков.

Позже Пырьев неоднократно отмечал, что талант Сталена Волкова сочетает в себе способности графика, архитектора и живописца. Но главное - безошибочное чувство стиля и колорита. Все работы художника – будь то «Братья Карамазовы», военная драма «Живые и мёртвые» Александра Столпера, киноповесть Алексея Салтыкова «Директор» и другие замечательные картины отмечали тщательная продуманность, многослойный авторский взгляд, внимание к деталям. Это видно даже по его эскизам – ярким, высокохудожественным полотнам, зачастую выполненным в разной технике.

Эскиз к фильму «Братья Карамазовы»: «У Смердякова»

Эскиз к фильму «Директор»

Эскиз к фильму «Живые и мёртвые»

«Стален Волков относится к числу той блестящей, выдающейся плеяды художников-постановщиков «Мосфильма». Наряду с Александром Борисовым, Евгением Черняевым, Людмилой Кусаковой, можно назвать еще несколько фамилий – он входит в число столпов-основателей художественной школы «Мосфильма». У него большая фильмография, да и вообще он был человеком во всех смыслах неординарным. Фронтовик, прошедший войну, пришедший после войны в кино – надо сказать, что «Мосфильм» в то время еще строился, создавался, и конечно Стален Никандрович сыграл огромную роль в становлении студии. Столетие со дня рождения художника – важная дата не только для «Мосфильма», но и для всей российской культуры», - отметил руководитель Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.

В фильмографии художника-постановщика Сталена Волкова более двух с половиной десятков кинокартин. Его большая творческая биография отмечена успешной работой с прославленными режиссерами – Абрамом Роомом, Григорием Александровым, Юрием Озеровым, Гавриилом Егиазаровым, Игорем Гостевым, Евгением Матвеевым и другими известными кинематографистами. В 1969 году ему было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР. А 21 февраля 1992 года президентским указом Стален Волков был удостоен почетного звания Народного художника Российской Федерации. Также Стален Никандрович являлся членом Гильдии художников кино Союза кинематографистов России, Российской академии художеств, Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. Стален Никандрович Волков ушёл из жизни 12 июля 2019 года в возрасте 93 лет. До последних дней художник передавал свой опыт молодому поколению: рассказывал о своей профессии слушателям курсов подготовки специалистов на «Мосфильме». Являлся активным членом мосфильмовской ветеранской организации.

Художник-постановщик Стален Волков (1925 - 2019)

Помимо работы в кино художник активно занимался станковой живописью. Его работы представлялась на всесоюзных, республиканских и других художественных выставках. По сей день эскизы Сталена Волкова украшают вестибюль и коридоры киностудии «Мосфильм».


7 сентября в день столетия со дня рождения Сталена Волкова на Алее героев Троекуровского кладбища пройдёт возложение цветов. Начало церемонии в 14 часов.

Фильмография Сталена Волкова (художник-постановщик):

1955 «Сын»

1956 «Сердце бьется вновь»

1957 «Неповторимая весна»

1958 «Идиот» («Настасья Филипповна»)

1959 «Белые ночи»

1961 «В начале века»

1962 «Грешница»

1963 «Живые и мертвые»

1965 «Свет далекой звезды»

1966 «Человек без паспорта»

1968 «Братья Карамазовы»

1969 «Директор»

1970 «Море в огне»

1972 «Сибирячка»

1974 «Скворец и лира»

1975 «Семья Ивановых»

1978 «Емельян Пугачев»

1981 «Фронт в тылу врага»

1985 «Реквием по Филею»

1986 «Крик дельфина»

1988 «Происшествие в Утиноозерске»

1989 «Чаша терпения»

1991 «Кремлевские тайны XVI века»

1991 «Царь Иван Грозный»

К 100-летию Сталена Волкова мы собрали плейлист на нашем YouTube-канале.