Карен Шахназаров: главы регионов должны помочь подготовке кадров для российского кино
Интернет-представительство глав регионов РФ (республика Саха/Якутия), 21 апреля 2010 г.
Карен Шахназаров подчеркивает, что главам российских регионов, которые демонстрируют интерес к киноиндустрии, нужно уделить внимание подготовке кадров: «У нас притока творческих кадров из регионов в кино сейчас очень мало. Непринципиально, останутся они в Москве или вернутся к себе домой – главное, чтобы появились в кино творческие люди из Якутии, Башкирии, Дагестана, других регионов. У нас это сейчас полностью отсутствует: даже если во ВГИК зайдешь, видно невооруженным глазом, что ВГИК совершенно потерял вот это ощущение многонационального кинематографа…»
http://club-rf.ru/r14/news/13214/
Знакомство с Кареном Шахназаровым
(Дни российского кино в Тунисе)
Махрез Карую, Journal La Presse, март 2010 г.
С 26 марта по 3 апреля в рамках мероприятия под названием «Русская весна в Тунисе», в кинотеатре «Ле Парнас» будут проходить Дни российского кино. Речь скорее идет о чествовании российского кинорежиссера Карена Шахназарова, который с 1998 года руководит легендарной киностудией «Мосфильм», являвшейся центром седьмого искусства в советскую эпоху. Автор «Американской дочери» (1995) будет с нами во второй половине дня для презентации своего последнего фильма «Палата №6», снятого в 2009 году по знаменитой одноименной повести великого драматурга Антона Чехова (1860-1904 гг.).
(Полный текст...)
Режиссер Карен Шахназаров: «Никогда бы не пригласил политиков в «Палату №6»
Екатерина Константинова, «Зеркало недели», 12-18.09.09 г.
На киевскую премьеру фильма «Палата №6» (в кинотеатре «Жовтень») приехал режиссер-постановщик — Карен Шахназаров.
— «Палата № 6» — некоммерческое кино. Здесь рассказано то, что совпало с моими переживаниями.
Снимал ленту, вовсе не пытаясь угодить кому-то. Делал все так, как я это представляю. Ведь «Палата №6» — одно из самых трагических произведений мировой литературы.
Естественно, фильм не для массового зрителя. Да и Чехова читает, наверное, не так уж много людей. По жанру моя «Палата №6» — драма, а может и трагедия… Бюджет картины небольшой — порядка полумиллиона долларов. Снимали частично на цифровую камеру, частично вообще не бытовую.
— С кем труднее на съемках — с талантливыми больными или не талантливыми здоровыми актерами?
— Работать с дееспособными больными очень интересно. Жизнь у этих людей беспросветная, они обречены до конца дней своих оставаться в этом заведении. У них нет ни паспортов, ни прав. За монастырем есть кладбище, где они когда-то будут похоронены… Для многих эти съемки оказались единственными положительными эмоциями за довольно длительный период существования.
— Вы бы пошли на эксперимент, пригласив в «Палату №6» вместо артистов, скажем, политиков?
— Никогда бы не приглашал политиков в «Палату №6»! Тогда бы эта палата приняла конъюнктурно-политический оттенок. Кстати, в значительной степени хорошо, что я не снял «Палату № 6» 20 лет назад. В конце 80-х было бы гораздо больше политики — ведь это разгар перестройки. Диссиденты, психушки. На эту тему дебатировали бы разные политические силы. И «Палата №6» приобрела бы чуждый Чехову облик. Антон Павлович говорил: «Художник должен интересоваться политикой настолько, насколько он может себя оградить от оной».
(Полный текст...)
http://www.zn.ua/3000/3680/67140/
Карен ШАХНАЗАРОВ: «Я не делаю специально коммерческих фильмов»
Валерий Полищук, «Рабочая газета», 12.09.09 г.
Творчество народного артиста Российской Федерации Карена Шахназарова несомненно стало уже частью истории советского и российского кинематографа. Его фильмы, всегда неожиданные по форме, отличаются тонким юмором и психологизмом, захватывающей интригой и философичностью. В них есть то, что называется шармом.
— “Палата №6” явно не коммерческое кино. Вас это не беспокоит?

— Я никогда не делал и не делаю специально коммерческих лент. Хотя у меня были фильмы, которые приносили доход и имели большие сборы. Коммерческое кино — это кино, когда ты знаешь, что нужно делать так, но делаешь по-другому, ибо уверен, что это принесет деньги. О “Курьере” говорили, что сборы были бы гораздо большими, если бы в финале герои не расставались. Но я сделал так, как сделал, согласно своему представлению. И вообще, говорить о коммерческом и некоммерческом кино уже неправильно. Некоммерческое кино может стать коммерческим. Надеюсь, что и “Палата” соберет немало зрителей.

— Что, на ваш взгляд, вынесет зритель из вашего фильма?

— А вот этого не знаю. Скорее всего, каждый поймет его по-своему. И я возражать не буду. Когда картина встречается со зрителем — моя миссия окончена.
http://www.rg.kiev.ua/page5/article15853/
Карен Шахназхаров: "Переход из состояния, которое мы считаем нормальным, в ненормальное – иллюзорен"
Сергей Неретин, «Левый берег», 12.09.09 г.
Cуществует ли действительно связь между пациентом психиатрического заведения и врачом?
Думаю, что какая-то связь между врачом и пациентом есть. Хотя в процессе подготовки (двадцатилетней давности) к съемкам «Палаты №6» врачи многих лечебниц неустанно твердили нам: такого не бывает, чтобы врач сам стал пациентом. Говорили-говорили… Пока мы не приехали в какой-то российский город. И там главврач местной психиатрической клиники сознался, что у него лежит бывший главврач этого же заведения. Но нам его не показали, мол, пациент пребывал в тяжелом состоянии.
Вообще, врачи-психиатры очень интересные люди. Может быть, из-за того, что профессия накладывает на них отпечаток. Мне один доктор тоже как-то долго высказывал свои мысли о чеховской «Палате…», а потом случайно обмолвился, что периодически играет с пациентом в шахматы и тот постоянно у него выигрывает. Я видел этого человека – абсолютно нормального на вид – и, значит, спрашиваю: а что с ним? Врач отвечает: «Он верит в то, что мессия! Что он Христос и пришел второй раз…». Я говорю: ну, а вы что? И вдруг он так простодушно мне сказал: «Ну, а кто его знает?».
http://lb.com.ua/article/culture/2009/09/12/8136_karen_shahnazharov_perehod.html

Чеховский псих в современной среде обитания
Анастасия Лях, kino.oboz.ua, 9.09.09 г.
...В украинский прокат вышел новый фильм знаменитого российского режиссера Карена Шахназарова «Палата №6». Из-под набитой руки мастера вышло современное арт-хаусное кино с классическими чеховскими диалогами.
В картине вообще нет действий как таковых, нет событий. Есть лишь гениальные диалоги и превосходная игра актеров на фоне обшарпанных стен и ржавых коек.
Поднятые Чеховым философские проблемы, размышления о тонкой грани между разумом и безумием звучат у Шахназарова одновременно и по-новому, актуально для сегодняшнего зрителя, и по-старому, так как, по сути, с чеховских времен ничего не изменилось, и в своем мышлении человек не продвинулся ни на шаг, скорее, даже ступил назад. Единственное, что позволил себе Шахназаров, - немного изменить финал, пролить каплю света в беспросвет и уныние, сделать «самое трагическое произведение в мировой литературе», как он сам выразился, чуть менее трагичным.
Смотрите все! Цените лучшее!
http://kino.oboz.ua/news/2009/09/09/8189.htm
Карен Шахназаров:«Палату №6 снимали в настоящем дурдоме»
Анна Давыдова, «Газета по-киевски», 07.09.09 г.
– Вы говорили, что снимая «Палату...», рассчитывали процентов на десять зрителей. Но на премьерных показах – аншлаги...

– Меня это приятно поразило. Значит, есть, слава Богу, люди, которые пытаются поставить какие-то важные вопросы о жизни, ищут ответы, надеются увидеть что-то у Чехова...
– Многие нынешние взрослые росли на ваших картинах. Один из них, кстати, просил задать вопрос: «Почему со времен «Курьера» 1986-го не было фильма, который бы так просто и доступно срывал крышу». Что ответите?

– А я не знаю... У каждого фильма – своя судьба. Знаю, что у «Курьера» много поклонников, но... Когда делаю картину, не очень задумываюсь о всяких сложных материях (смеется. – Авт.). Я достаточно интуитивно делаю кино. Не загадываю в стиле: «Сделаю фильм, который снесет крышу простотой». Просто нравится история – начинаю ее делать: пытаюсь как-то сложить, подать, чтоб она была интересной.
– Не вдаетесь в философию?

– Именно! Считаю, что если она, философия эта, есть – то сама придет. Иду от своего жизненного опыта: пытаюсь показать жизнь так, как я ее вижу и чувствую. Часто зрители говорят о фильмах то, чего я, когда снимал, не видел и не думал. Взять «Палату №6»: одни, как и вы, считают, что финал – безысходный. Другие, наоборот, надежду увидели. Я отвечаю: «Вы видите так – и очень хорошо!». Есть момент совпадения между картиной и зрителем: его опытом, взглядом на жизнь. Автор не должен диктовать. В чем феномен Чехова, Толстого, других классиков? В том, что они настолько глубоки, что это – как жизнь. А в жизни нет однозначных ответов. Каждый видит ее чуть-чуть по-своему.
– А какой фильм будете делать теперь?

– Может, и комедию сниму, – кто знает! (смеется. – Авт.)
http://mycityua.com/articles/interview/2009/09/07/095452.html
Карен Шахназаров: «Мосфильм» сегодня вполне соответствует 2010 году
Светлана Александрова, «Молодые лидеры», № 3 2009 г.
Современный «Мосфильм» - это ведущее предприятие киноиндустрии России и одна из крупнейших киностудий мира…
«Мосфильм» - национальное достояние России, а его путь неотделим от истории страны. На сотнях километров снятых им плёнок – мечты и разочарования великой эпохи, подвиг народа и судьба человека.
- Карен Георгиевич, на территории киностудии очень красиво, нарядно, и все собирают яблоки.
Да, этот яблоневый сад еще Довженко сажал, а мы поддерживаем, ухаживаем. А яблок очень много, они вкусные, сотрудники даже варенье варят.
- Что еще на киностудии берегут с советских времен?
Конечно, фильмофонд. «Мосфильм» - единственная студия, которая сохранила свой фильмофонд…
(Полный текст...)
Финансово-экономический кризис и российский кинематограф
Юрий Пронько, Радиостанция «Финам FM», программа «Реальное время», 9 октября 2009 г.
К. ШАХНАЗАРОВ: ...За 10 лет, можно сказать, в России создана киноиндустрия, что само по себе достижение. Причём я скажу, мы много вложили, вклад наш достаточно серьёзный, но не только мы: создан еще и кинопрокат, появились частные кинокомпании.
Ю. ПРОНЬКО: А этот рывок произошёл за счёт государственных инвестиций, частных инвестиций? То есть, как ни крути, но всё равно же в деньги упрёшься.
К. ШАХНАЗАРОВ: Отчасти за счёт государственных, отчасти за счёт частных инвестиций. Мы, например, вообще самоинвестировались: провели всю модернизацию за счёт тех средств, которые сами заработали. Потому что хотя мы унитарное предприятие, но государство нам ничего не даёт уже 20 лет. Ни бюджетных денег, ничего, более того, мы налоги платим, всё, что надо. И то, что у нас оставалось от того, что мы зарабатывали, мы вкладывали, модернизировались, мы не брали никогда кредиты...
Ю. ПРОНЬКО: "Мосфильм" по-прежнему студия номер один в России?
К. ШАХНАЗАРОВ: Да, конечно. Я думаю, что она и студия номер один в Европе…
http://finam.fm/archive-view/1653/
Карен Шахназаров: «Палата №6» не похожа на то, что обычно предлагают «Оскару»
Антон Долин, «Вести FM», 4 октября 2009 г.
А. ДОЛИН: Но люди-то все знакомые, тем не менее. Мы знаем, что в этом комитете есть те, кто выдвигался на "Оскар" или получал "Оскара" от России, в частности, Никита Михалков и Владимир Меньшов. Как вам кажется, какие резоны были у более опытных в этом отношении ваших коллег выбрать из довольно представительного списка фильмов именно эту картину?
К. ШАХНАЗАРОВ: Мне трудно ответить на этот вопрос... Тем более там действительно, в общем, картин-то было много. Это фактически весь список российского кино за последний год и даже за прошлый год частично, там есть действительно достойные картины. Не знаю, может быть, в данном случае как раз сказалось именно то, что эта картина ну совершенно не похожа на картины, которые предлагают "Оскару". Она абсолютно не коммерческая, она сделана в том стиле, в той манере, которая, в общем, совершенно нетрадиционна для таких соревнований…
http://www.vesti.ru/doc.html?id=318702
Киноакадемия осмотрит «Палату №6»
Сергей Аверин, «Московский комсомолец», 28 сентября 2009 г.
Картина Карена Шахназарова “Палата №6” — современная интерпретация классического произведения Чехова — претендент от России на премию “Оскар” в номинации “Лучший фильм на иностранном языке”. Об этом журналистам накануне заявил Российский оскаровский комитет во главе с Владимиром Меньшовым.
— Для меня номинация на “Оскар” стала большой неожиданностью, — рассказал Карен Шахназаров “МК”. — Картина-то по большому счету антикоммерческая. Когда я над ней работал, не пытался заигрывать ни со зрителями, ни с критиками — делал для души. Поэтому вдвойне приятно, что мой труд оценили так высоко...
http://www.mk.ru/357862.html

Экономика по-русски
Никита Кричевский, Радиостанция «Русская служба новостей», программа «Экономика по-русски», 24 сентября 2009 г.
Тема: «Такое предприятие, как «Мосфильм», должно быть государственным, все-таки это гарантия сохранения мощной индустриальной кинобазы в России».
Н. КРАЧЕВСКИЙ: Карен Георгиевич, давайте поговорим о ситуации в кинематографе, дайте обсудим то, что происходит вокруг вашего киноконцерна. Потому что киностудия, а теперь киноконцерн «Мосфильм», за последние годы стала площадкой для многих картин. Она является лучшей площадкой в России, не хуже европейских...

К. ШАХНАЗАРОВ: Думаю, что лучшая в Европе.
Мы никому не уступаем как раз по техническому оснащению. Я бы сказал, что мы превосходим большинство студий. Потому что мы провели модернизацию очень быстро…
http://rusnovosti.ru/programms/prog/23034/51952/


Режиссер Карен Шахназаров: «Никогда бы не пригласил политиков в «Палату №6»
Екатерина Константинова, «Зеркало Недели», 12-18 сентября 2009 г.
На киевскую премьеру фильма «Палата №6» (в кинотеатре «Жовтень») приехал режиссер-постановщик — Карен Шахназаров. Любители кино ценят его картины «Курьер», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Город Зеро», «Цареубийца», «Всадник по имени Смерть». В последнее время Карен Георгиевич много времени отдает руководяще-направляющей работе: он — генеральный директор киноконцерна «Мосфильм». После премьеры «Палаты» режиссер рассказал «ЗН» о работе с психбольными на съемочной площадке, а также вспомнил своего «Цареубийцу», вышедшего на экраны в год развала СССР…
http://www.zn.ua/3000/3680/67140/

«Мосфильм» покажет Чечне кино
Елена Власенко, радиостанция «Свобода», программа «Интервью», 14 сентября 2009 г.
Киноконцерн "Мосфильм" будет учить чеченцев снимать кино. Об этом заявили генеральный директор "Мосфильма" Карен Шахназаров и директор киностудии "Чеченфильм" Инал Шерипов. Соответствующее соглашение киностудии подпишут в конце сентября.
– На сегодняшний день у них, насколько я понимаю, ничего еще в помине нет, только желание, – говорит Карен Шахназаров.– Мы поможем, чем можем…

– Вы думаете, именно сейчас подходящее время для начала работы по созданию чеченского кинематографа?

– А какое будет подходящее время? Идеального времени никогда не будет, всегда надо с чего-то начинать. Если в самой Чечне эта идея получает какое-то развитие, значит, время подходящее. Вопрос внутренний - насколько они готовы к этому.

– Какую именно помощь будет оказывать "Мосфильм": техническую, в подготовке кадров или будет давать и советы по содержанию фильмов?

– Естественно, мы готовы им помочь, если понадобится. Наши специалисты могут подсказать, как и что лучше делать. Мы же готовим кадры и для себя, и для среднеазиатских республик, поэтому не проблема подготовить их и для Чечни. Если у нас спросят совета о содержании фильма, мы его дадим. Но им еще нужно найти того, кто будет писать сценарии.

http://www.svobodanews.ru/content/article/1822247.html
Мужской режиссер
Лада Ермолинская, журнал «LЁD», сентябрь 2009 г.
Фильмы Карена Шахназарова сдержанны, как и он сам. Словно в зеркале, отражается в героях внутренний мир самого автора – немногословный и вдумчивый. Он больше делает, чем говорит, а если говорит, то по делу…
- Работа – большая часть моей жизни, но это не значит, что я думаю о ней постоянно. У меня много интересов, - люблю историю, читаю много книг. Меня захватывает, в основном, документальная литература, не художественная. Предпочитаю исторические книги. Помню, у родителей была «История XIX века» под редакцией Лависса и Рамбо – старинное академическое издание. Я прочитал ее в 10 лет.
Вы говорите, что должны заставлять других людей работать. Как это удается – у вас есть секреты?
У меня есть принцип: достичь результата. Снять фильм так, как я его задумал. И ради этого результата можно пойти на многое. Исходя из этого, я выстраиваю свои отношения с людьми. Одного нужно похвалить, к другому применить жесткие меры – все разные. Люди приходят со своим опытом, талантом, и к каждому нужен подход. Моя задача, чтобы они проявили лучшее, на что способны. Режиссер должен быть психологом, каждого убедить в том, что это важно и необходимо прежде всего самому человеку. Сказать, что есть какие-то рецепты, не могу – скорее, интуиция. Бывало, что на картине я расставался с близкими друзьями – если видел, что работа не получается.
Сегодня есть художники в вашем понимании?
Недавно по телевидению подряд показывали передачи про Шукшина, Высоцкого… Я смотрел и думал: странно… Я был их современником. Высоцкого вообще знал – он дружил с моим отцом. И сейчас я понимаю, что они - художники, но раньше этого абсолютно не было видно! Да, талантливы, да, интересны. Но были люди куда более яркие, и казалось – уж эти-то точно… А прошло время и выяснилось – нет. Ничего от этих людей не осталось. А от Высоцкого осталось и Шукшина осталось! Современникам сложно понять это.
Вам, как режиссеру, кто интересен больше – женщины или мужчины?
Я, конечно, мужской режиссер. В моих картинах женщины никогда не играли важной роли, хотя мне тоже интересно их изучать. У меня и героинь-то практически нет – наверное, потому, что сам писал сценарии. Вот если бы снимал «Анну Каренину», я бы может, и развернулся, - кто знает?..
http://www.icesymphony.org/ourprojects/led_magazine
Карен Шахназаров: «Если показ «Палаты №6» проходит при полных залах, значит, это кому-то нужно»
Ксения Сахарнова, Proficinema.ru, 4 сентября 2009
3 сентября 2009 года в отечественный прокат выходит новая картина Карена Шахназарова «Палата №6» (дистрибьютор – компания «Парадиз»). Экспериментальная экранизация, сочетающая документальную форму с классическим чеховским языком, стала новаторским поворотом в творчестве режиссера и вызвала споры в кругу профессионалов кино. Почти 20 лет назад на экраны вышла другая картина мастера, героем которой стал душевнобольной человек, возомнивший себя палачом Николая II и его семьи – «Цареубийца». О том, почему в новом фильме он вернулся к этой сложной проблеме, и об удовольствии работать с классическим русским языком Карен Георгиевич рассказал нам в эксклюзивном интервью...
http://www.proficinema.ru/questions-problems/interviews/detail.php?ID=66349
Карен Шахназаров: «Без "Палаты № 6" мы бы вряд ли придумали "Цареубийцу"»
Мария Свешникова, Телеканал «Россия», 3 сентября 2009 г.
В прокат вышел фильм Карена Шахназарова. Это "Палата № 6" по одноименной повести Антона Павловича Чехова. Режиссер работал над картиной 20 лет: сценарий был написан вместе с Александром Бородянским еще в 1989 году. Карен Георгиевич постарался не отходить от текста – даже диалоги сохранил в их первозданном виде. А вот построение истории переделал. Причем сделал это настолько виртуозно, что подобный "акт вандализма" не вызывает никаких негативных эмоций: в результате действие картины происходит в наше время. Несомненная заслуга режиссера заключается еще и в том, что на главные роли он пригласил удивительного, непредсказуемого в перевоплощениях Владимира Ильина и выходца из мастерской Женовача, мастера монологов и настроений русской классики Алексея Верткова.
http://www.rutv.ru/rnews.html?d=0&cid=566&id=176373

Карен Шахназаров: «В мире всегда есть элемент палаты № 6»
Егор Арефьев, Utro.ru, 3 сентября 2009 г.
Третьего сентября в прокат выходит новая работа Карена Шахназарова "Палата №6" – экранизация одноименной повести Чехова. О том, что можно и чего все-таки нельзя в современном кино, накануне премьеры с режиссером беседует корреспондент «Yтра».
http://www.utro.ru/articles/2009/09/02/835226.shtml
Карен Шахназаров: «Все мы пациенты палаты № 6. Говорить правду опасно: вмиг объявят сошедшим с ума»
Юлия Шигарева, «Аргументы и факты», 22 июля 2009 г.
«Художники подсознательно чувствуют, что в нашей сегодняшней жизни нет никакого смысла», - говорит режиссёр.
- Тема сумасшествия прошла через множество фестивальных фильмов.
- Эта тема актуальна во все времена. Сколько ни живу, происходящее вокруг порой кажется абсурдным, сюрреалистичным… Ведь, если вдуматься, мы как жили в Советском Союзе, так и живём. Просто теперь это существование приобрело гротескные формы. Я очень люблю смотреть праздничные концерты: они такие же, как во времена ЦК КПСС. Только в те времена в них была заложена идея, а у нынешних осталась лишь форма. И со страной так же: в СССР существовала некая идея. Я не говорю о том, плохая она была или хорошая, но она наполняла эту форму смыслом. Сегодня смысла не стало, а формаосталась. Вот отсюда, кстати, вырастает в том числе и проблема сумасшествия в головах у художников. Они подсознательно чувствуют, что в нашей сегодняшней жизни никакого смысла нет. А что такое сумасшествие? Это отсутствие смысла!
http://www.aif.ru/culture/article/28224

Дифирамб
Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», программа «Дифирамб», 28 июня 2009 г.
К. ШАХНАЗАРОВ: ...Современный человек все меньше и меньше видит здравого смысла в окружающей его жизни. Иногда это бывает очень очевидно. Я вспоминаю, что, когда мы снимали картину, мы прожили, естественно, довольно большой отрезок времени внутри этой среды, в больнице психоневрологической, среди пациентов. Я случайно увидел, как они смотрят телевизор, шла программа «Дом-2». Они выглядели в этот момент гораздо более здоровыми ребятами, чем те, кто находился на голубом экране… В современном мире есть что-то такое, что вызывает ощущение, будто он сошел с ума в гораздо большей степени, чем те люди, которые по определению считаются таковыми…
К. ЛАРИНА: Продолжаются наши встречи с прекрасным. Добрый день еще раз. У микрофона Ксения Ларина. Начинается программа «Дифирамб». И сегодня дифирамбы мы поем кинорежиссеру Карену Шахназарову…

http://echo.msk.ru/programs/dithyramb/601150-echo/

Как доктор Чехов прописал
Ирина Корнеева, «Российская газета», 26 июня 2009 г.
Карен Шахназаров рассказал чеховскую историю с бесстрастием доктора, привыкшего ежедневно ставить смертельные диагнозы своим пациентам.
Карен Шахназаров: «Снимая "Палату №6", я не собирался переустраивать мир. Думаю, и Антон Павлович не собирался этого делать - он был слишком умным для того, чтобы ставить перед собой такие цели».
http://www.rg.ru/2009/06/26/palata6.html

Карен Шахназаров: «Кино должно дарить надежду»
Валерия Горелова, «Московский Комсомолец», 26 июня 2009
— Мы объездили множество клиник, — рассказал “МК” Карен Шахназаров. — И везде нас уверяли: “Чехов все это придумал, не бывает так, что главные врачи становятся пациентами”. Так было до тех пор, пока мы не приехали в Ярославль, где в одной клинике признались: “Вообще-то у нас лежит бывший главврач”. Правда, нам его не показали.
http://www.mk.ru/culture/308214.html
Режиссер Карен Шахназаров:
«Я против возрождения государственного проката в кино»
Виктор Матизен, «Новые известия», 25 июня 2009 г.
Сегодня на Московском кинофестивале состоится премьера фильма Карена ШАХНАЗАРОВА «Палата №6», участвующего в основном конкурсе. Кинообозреватель «Новых Известий» встретился с режиссером на «Мосфильме» в его кабинете генерального директора концерна, чтобы поговорить о новом фильме, об актуальности Чехова сегодня, а также о разладе в Союзе кинематографистов и тенденциях отечественного кино.
http://www.newizv.ru/news/2009-06-25/110886/
Карен Шахназаров: «Надо вернуть советскую систему кинопроизводства»
«Частный корреспондент», 6 марта 2009 г.
Почему не работает система господдержки кино? Осуществимы ли принимаемые законы в области кино? Поможет ли хеппи-энд спасти Россию от кризиса? У режиссера и директора «Мосфильма» Карена Шахназарова есть ответы на эти вопросы.
http://www.chaskor.ru/p.php?id=4132&_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxOTc3OTcyOzY1MjYzODM7eWFuZGV4LnJ1Omd1YXJhbnRlZQ
Кризис: дубль первый
Генеральный директор «Мосфильма» о текущем моменте и возможном будущем нашего кино
Валерий Кичин, «Российская газета», 17 февраля 2009 г.
РГ: Вы сняли новый фильм по повести Чехова «Палата N 6». Почему именно она и именно сейчас?
Шахназаров: В какой-то степени — случайность. Мы с Сашей Бородянским написали этот сценарий 20 лет назад и должны были его снимать с итальянским продюсером и с Марчелло Мастроянни в главной роли. Но хотя все диалоги там чеховские, действие перенесено в современность, а это не устраивало итальянцев: они хотели что-то в духе «Очей черных». Сорвалось. Хотя мы уже успели поработать с Мастроянни и вынести из этого общения замечательные впечатления. Теперь я думаю, что итальянцы были правы: такая мегазвезда плохо сочетается с нашей концепцией. Многое из придуманного я потом использовал в «Цареубийце» — этот фильм вырос из «Палаты N 6». А сценарий все лежал: я не мог найти исполнителя на главную роль. И вот, снимая финал «Исчезнувшей империи», я обратил внимание, в какой великолепной форме актер Владимир Ильин. Это и побудило вернуться к «Палате N 6». Но прошло 20 лет, и сценарий пришлось «доосовременить». Я думаю, это даже хорошо, что он пролежал: в середине 80-х психушки вызывали слишком много политических аллюзий. А Чехов и без них поразительно современен. Даже не по себе становится оттого, что за сто лет ничего не изменилось.
http://www.rg.ru/2009/02/17/kino.html

Карен Шахназаров: «Мосфильм» был палатой № 6
Валерий Коновалов, «Звездный бульвар», январь 2009 г.
— Кто же заменит Мастрояни?
— Теперь в главной роли Володя Ильин, а Ивана Громова, второго персонажа, играет Алексей Вертков из театра Сергея Женовача.
— И когда ждать премьеру?
— Все съемки мы полностью завершили. Сейчас я занимаюсь монтажом, уже почти закончил. Рассчитываю, что картина будет окончательно готова к концу марта. Тогда уже будем смотреть и решать, когда выпускать.
http://www.zbulvar.ru/newspaper/streaks/articles/detail.php?STID=19363&phrase_id=364411