История строительства Мосфильма

Пригласительный билет на торжественную церемонию закладки новой кинофабрики

Специалисты часто рассуждают о вкладе нескольких поколений работников киностудии «Мосфильм» в развитие отечественного и мирового кинематографа (киноколлекция студии насчитывает около 2500 фильмов), и за этими разговорами зачастую забывается, как шло строительство этого уникального киногорода в центре Москвы. 

Застройка территории Мосфильма на Воробьевых горах представляет собой уникальный комплекс, на примере которого можно проследить основные этапы развития отечественной архитектуры. 

История «Мосфильма» начинается 30 января 1924 года – в день, когда на экраны вышел фильм «На крыльях ввысь» (реж. Б. Михин). В это время киноателье располагалось на Житной улице. После выхода на экраны таких фильмов, как «Стачка» и «Броненосец «Потемкин», популярность кинематографа резко возросла, и соответственно увеличился объем кинопроизводства. На Житной улице для этого не хватало ни площадей, ни аппаратуры. Порой в одном ателье снималось одновременно несколько картин, поэтому в 1927 году было принято решение о строительстве нового масштабного комплекса, в котором были бы собраны и размещены все киноцеха. 

20 ноября 1927 года на Ленинских горах состоялась закладка новой кинофабрики. Ее проект был разработан архитекторами и инженерами Совкино. Первая очередь строительства комплекса, который газеты практически сразу окрестили гигантом советской киноиндустрии, была запущена 9 февраля 1931 года. В 1932 году здесь уже начались съемки. 

Одно из первых зданий студии на Воробьевых горах – Главный корпус (1930 год) – построено в стиле конструктивизма. 

Архитекторы-конструктивисты делали акцент на функциональности и «геометрии» строений. Здание Главного корпуса, например, должно было напоминать самолет. Его центральная часть задумывалась как кабина пилота (именно в ней, к слову, находится кабинет директора). Второй и третий павильоны представляли собой крылья, а первый и четвертый – фюзеляж самолета. В его хвостовой части помещались актерские комнаты и монтажный корпус. 

В угоду функциональности были созданы помещения, стены которых в случае необходимости можно было сдвигать. Студия строилась в эпоху «немого кино», когда кинематографистам не требовалось записывать синхронные шумы, поэтому павильоны Главного корпуса соединялись легкими строительными конструкциями, не способными обеспечить хорошую звукоизоляцию. Зато в случае необходимости их можно было разобрать и тем самым увеличить полезную съемочную площадь. 

В одном из павильонов раздвигалась наружная стена, таким образом обеспечивался панорамный вид. С приходом звукового кино эти конструктивные особенности превратились в большую проблему, и для обеспечения звукоизоляции было решено перестроить павильоны. Эти работы завершились только в послевоенные годы. 

На смену конструктивизму в эти годы приходит традиционный классицизм. Его типичным примером является здание Старой Тонстудии, украшенное классическими пилястрами и капителями. Проект был подготовлен архитектором Модестовым А.П. и технологом Баташовым В.В. в Госкинопроекте в 1935 году. 

Строительство началось в этот же год, но было закончено лишь в 1954 году Транквиллицким Н.И. – главным архитектором в те годы возглавлявшим проект «Большой Мосфильм». 

Изначально проект был разработан в 1948 году Институтом по проектированию кинопредприятий и кинотеатров ГИПРОКИНО (главный архитектор – Лавров Г.Л.). Этот масштабный проект, к сожалению, не был доведен до конца. Наиболее характерными зданиями того времени являются 2-й и 3-й блоки. Они расположены вдоль Мосфильмовской улицы и обращены фасадом на городскую магистраль. Согласно замыслу, перед зданиями должен быть разбит сквер, а на территории студии были запланированы площади и фонтаны.

Еще одним ярким примером сталинского ампира является парадный въезд на студию со стороны Воробьевых гор и чугунная ограда, опоясывающая всю территорию «Мосфильма». 

Строительство студии не останавливалось и в 60-е годы, но поставленная правительством задача ускорения темпов строительства при одновременном его удешевлении существенно повлияла на «архитектурный» облик десятилетия. Архитекторы отказались от декоративности в пользу функциональности. Это отразилось и на облике здания Производственного корпуса, построенного в 1964 году (архитектор Н.Курнышева, главный архитектор проекта расширения «Мосфильма» Н.Транквилицкий). 

Логическим продолжением данного процесса стал геометрически простой индустриальной стиль «из стекла и бетона», который преобладал в архитектуре 70-х годов. В 1978 году на студии завершилось строительство здания Комплекса сценическо-постановочных средств, основой которого стали крупнопанельные блоки. 

 Одно из последних зданий, построенных на территории Мосфильма, стало здание Новой Тонстудии. Постройка является классическим образцом архитектуры 80-х годов (главный архитектор Н.Давыдов). Сохраняя приверженность строгости и функциональности, архитекторы тех лет вновь стремились вернуть элемент декоративности. 

В Новой Тонстудии располагается Музыкальная студия №1, единственная в России студия, в которой можно записать симфонический оркестр в полном составе. Студия была спроектирована известным английским архитектором Томом Хидли, признанным мастером акустического дизайна. 

История строительства «Мосфильма» на этом не заканчивается. В скором времени на территории Киноконцерна появятся новые строения – прекрасные образцы современной архитектуры…

Проект Большой Мосфильм Проект Большой Мосфильм
Производственный корпус Мосфильма Производственный корпус Мосфильма
Ограда, опоясывающая всю территорию Мосфильма Ограда, опоясывающая всю территорию Мосфильма
Мосфильм, вид сверху Мосфильм, вид сверху
Парадный въезд на студию Мосфильм Парадный въезд на студию Мосфильм
Проект Большой Мосфильм Проект Большой Мосфильм
Новая Тонстудия Мосфильма Новая Тонстудия Мосфильма
Главный корпус Мосфильма Главный корпус Мосфильма
Старая Тонстудия Старая Тонстудия
Комплекс сценическо-постановочных средств Мосфильма Комплекс сценическо-постановочных средств Мосфильма
Пригласительный билет на торжественную церемонию закладки новой кинофабрики Пригласительный билет на торжественную церемонию закладки новой кинофабрики