Версия для слабовидящих
3

«Первый учитель»: премьера на онлайн-платформах «Мосфильма»

Главы
22 марта 2024
Редакция новостей
1846

Онлайн-премьера советского драматического художественного фильма Андрея Кончаловского (Михалкова-Кончаловского) «Первый учитель» (1965). Режиссёрский дебют мэтра в полнометражном кино смотрите сегодня на официальном YouTube-канале «Мосфильма» с 19 часов (мск).


«Мосфильм» еженедельно пополняет свою фильмотеку на официальных каналах студии в YouTube, Rutube и VK («ВКонтакте»). Как правило, в Сети в свободном доступе размещаются картины, прошедшие полную покадровую цифровую реставрацию изображения и звука. Подробнее об этом процессе – здесь. Однако, учитывая стремительный рост аудитории онлайн-платформ «Мосфильма» и запросы зрителей, на официальных ресурсах киностудии регулярно публикуются картины, прошедшие цифровое сканирование и цветокоррекцию в высоком разрешении 4К. Это не полная покадровая реставрация, но специалисты ПК «Телекино» также «чистят» изображение, осуществляют цветокоррекцию. Данные копии имеют оптимальное качество для онлайн просмотра, и, как показывает статистика, весьма востребованы зрителем.

«Первый учитель» — советский полнометражный чёрно-белый драматический художественный фильм режиссёра Андрея Кончаловского (режиссёрский дебют в полнометражном кино), снятый в 1965 году по одноимённой повести лауреата Ленинской премии Чингиза Айтматова.

Первые годы Советской власти. Не так давно закончилась Гражданская война. В дальний киргизский аил из города по комсомольской путёвке приезжает учитель Дюйшен, бывший красноармеец. Его цель — открыть в аиле школу и учить местных детей. Пылкость и фанатизм Дюйшена, с которыми он пытается нести прогресс в народ, сталкиваются с многовековыми устоями жизни на Востоке…

Андрей Кончаловский о фильме («Сеанс», 2021): «Первый фильм — это страшное испытание. Во-первых, трудно себе представить, что ты можешь снять что-то длинное. Когда я уезжал в Киргизию, я думал: «Неужели, я приеду из поездки и у меня будет 10000-15000 метров пленки, неужели я столько могу снять». Ощущение, как у бегуна на короткие дистанции, который должен пробежать марафон. Это само по себе волнительно и пугает. Само собой, я серьезно готовился к картине, делал раскадровки, подробно очень, делал очень много записей — я храню записи по всем своим картинам — это как копилки, записные книжки, где все, что можешь вообразить или хочешь увидеть, или хочешь дать увидеть, записывается в беспорядке. На режиссуру «Первого учителя» повлияло мое увлечение Куросавой. Мы с Тарковским регулярно мотались в «Белые столбы» и смотрели все, что давали смотреть. Куросаву, Феллини, Антониони, Бергмана, Бунюэля — это все, что в первую очередь занимало внимание. Изучали, смотрели по два раза. Куросава очень повлиял на меня. Я вдруг понял, что еду в страну, где все люди монголоидные, идея была представить, как бы Куросава экранизировал «Первого учителя», сделать такое наложение».

Картина «Первый учитель» была показана на Всесоюзном кинофестивале в Киеве, награждена премией римского кинофестиваля «Юпитер Капитолийский». Также картина получила специальный приз Международного фестиваля во Франции. Исполнительница роли Алтынай Наталья Аринбасарова получила Золотой кубок Вольпи за лучший женский образ на XXVI Международном кинофестивале в Венеции.

ПРЕССА В ГОД ПРЕМЬЕРЫ:

«Это вообще немягкая картина. … Суровость её в том, что, кажется, как ничто другое, авторскому отношению к жизни чужда даже доля сентиментальности и инфантилизма. В нем нет лирической уклончивости, вместо нее – жестковатая последовательная безбоязненность в постановке проблемы. Желание дойти в ее решении до конца. Сознание того, что жизнь - не игрушка. И если говорить о том, какова здесь революция, то революция здесь предстает прежде всего грозной, несокрушимой, суровой силой. А все вокруг очень бедно, очень трудно, очень скудно. И все вокруг с избытком кроваво. Так ли именно, точно ли так все и было – именно тогда, именно там? Судить об этом сегодня уже трудно. Но ведь при всей бытовой конкретности фильма здесь рассказано не о частном случае. Здесь речь идёт о неизбежном жестоком сопротивлении, которым старое встречает новое, о драматическом и извечном конфликте между революцией и всем устоявшимся, неподвижным, косным» - Т. Иванова, «Советская культура», 1966 г.

«Не случайная прихоть толкнула Андрона Кончаловского приехать в далекую Киргизию и в нелегких условиях воссоздавать историю, имеющую полувековую давность. Его фильм «Первый учитель» удивил всех: удивил он и автора повести, по которой создан фильм, - Чингиза Айтматова. Он удивил его своей особой концепцией жизни, несколько переосмысливающей литературный оригинал. Но писатель не только признал право на эту самостоятельность, он оказался самым горячим защитником нового произведения. Эпоху последних дореволюционных лет, да еще в Киргизии, Андрон Кончаловский мог знать только по книгам и живым рассказам. Но, видимо, рассмотрел он в ней нечто очень важное. Фильм «Первый учитель» бескомпромиссен во всем. Он рассказывает правду о жизни. И, может быть, именно по этому многие считают его жестоким. Но жестокой была сама действительность и требовала решительных действий от тех, кто хотел ее изменить..» - И. Кокорева, «Вечерние новости» (Вильнюс), 1966 г.

«Нельзя людей насильно сделать счастливыми – в этом жестокая и добрая правда фильма «Первый учитель», показывающего, как трудно преодолевалось невежество и дикость старого мира, как тяжко завоевывалось право быть людьми», - В. Лиханова, «Правда Севера» (Архангельск), 1966 г.

Перечень картин, которые появляются на официальных онлайн-платформах «Мосфильма», создаётся на основе исследовательской и аналитической работы нескольких подразделений: «Мосфильм-Инфо», Отдел телевизионных прав, ПК «Телекино». Эксперты «Мосфильма» учитывают культурную ценность картин, зрительский интерес, состояние исходных материалов. Впереди немало интересных премьер и настоящих кинематографических открытий. Премьеры – каждую пятницу, не пропустите! Многие фильмы появляются в Сети впервые. Подписывайтесь на официальные ресурсы «Мосфильма» в Youtube, Rutube и VK!